В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
Детские безопасные сайты
- http://www.ligainternet.ru - Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
- https://вбезопасныйинтернет.рф - Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
- https://мвд.рф/безопасный-интернет-детям - Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
- http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»
- http://detionline.com - Информационный ресурс «Дети России»
- http://персональныеданные.дети - Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
- https://edu.yar.ru/azbuka/ - Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»
- http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете.
- http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- нежелательный контент;
- кибербуллинг;
- утрата денег;
- зависимость.
-
независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты;
-
если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и другие), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео;
-
проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут содержать и ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребенка или ваш домашний адрес);
-
поощряйте вашего ребенка сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда он это делает (из-за опасения потерять доступ к интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать интернет вне дома и школы);
-
будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь его друзьями в интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Педагогам
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
Методические и справочные материалы
Видеоролики МУ МВД России по Красноярскому краю по профилактике мошенничества
Профилактика мошенничества 1, Профилактика мошенничества 2, Профилактика мошенничества 3, Профилактика мошенничества 4,
Профилактика мошенничества 5, Профилактика мошенничества 6, Профилактика мошенничества 7, Профилактика мошенничества 8,
Профилактика мошенничества 9, Профилактика мошенничества 10, Профилактика мошенничества 11
Памятка для граждан города о видах мошеннических действий с использованием компьютерных технологий
Видеоролики от МУ МВД России «Красноярское» о способах мошенничества, в том числе с использованием современных IT-технологий, возможностей Интернета, а также различных телекоммуникационных систем.
Ролик - Беседа с родственником
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Уважаемые коллеги, родители!
Во исполнение поручения Губернатора Красноярского края от 12 февраля 2024 года № 9ГП, в соответствии с письмом министерства образования Красноярского края Управление образования администрации Большемуртинского района рекомендует пополнить электронные информационные источники общеобразовательных организаций Красноярского края материалами, популяризирующими духовно нравственные и семейные ценности, реализуемые Министерством просвещения Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания» (далее — Институт воспитания): журнал «Семья и школа», издание которого выходит, в том числе и в электронной версии, доступной на портале семьяшкола.рф; электронное пособие для родителей «От рождения до вуза: настольная книга ответственного родителя», которое в том числе содержит материалы в области в области семейного чтения, воспитания традиционных ценностей и многое другое и размещено по ссылке: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ot-rozhdeniya-do-vuza-nastolnaya-kniga-otvetstvennogo-roditelya/index.php?sphrase_id=57263, а также с 2019 года функционирует портал информационно-просветительской поддержки родителей «Растимдетей.рф», в рамках которого предусмотрено размещение информационной повестки по различным вопросам развития и образования детей, родительско-детских отношений и др.; на ресурсах Министерства просвещения Российской Федерации регулярно выходят публикации, популяризирующие духовно нравственные и семейные ценности, проходят специальные тематические эфиры в рамках проекта «Образовательная среда» на федеральном портале «Российское образование».
Кроме того, тема поддержки семьи, семейных ценностей, многодетности, родительской ответственности является одной из самых важных в годовом медиаплане по государственному заданию для средств массовой информации Красноярского края - телеканала «Енисей», краевой газеты «Наш Красноярский край», районных и городских газет. Материалы на данную тему на страницах газет, на сайтах и в группах в социальных сетях будут выходить в течение 2024 года на регулярной основе.